БЛОГ

12.02.2020

Яр Пикулев

искусство

В краях, где земля не славится обильным плодородием, издревле больше процветали промыслы и ремёсла, как помощь к недостаточному урожаю.

Так было вокруг Вологды и севернее, так и во Владимиро-Суздальской земле. На территории Ивановской области, которая до своего образования в XX в. была частью Владимирской губернии, осталось множество городов и сёл, известных своим традиционным искусством. К ним относятся: Кинешма, Шуя, Холуй, Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), Кохма, многие другие и, конечно же, Палех.

 

Село знаменито своими мастерами с середины XVII века. Палехское письмо сформировалось на иконописи и храмовой росписи. Иконописцы и иконописные артели в большом множестве жили в этом и других селах Владимирского края. Труды их распространялись затем по другим губерниям. Слава о мастерстве палехских художников дошла и до Москвы. После этого палешан приглашали на росписи Грановитой палаты, Новодевичьего монастыря, Троице-Сергиевой лавры.

С приходом к власти большевиков иконопись в Палехе прекратилась. Прежние иконописцы освоили роспись лаковых шкатулок из папье-маше,

по примеру федоскинских, но в собственной живописной манере.

 

Религиозные сюжеты сменились сказочными и коммунистическими. Стали появляться лаковые миниатюры по мотивам сказок А.С. Пушкина,

П.П. Бажова, а также росписи с В.И. Лениным, пятилеткой, освоением космоса и прочего. Быстрая адаптация палехской росписи под новые реалии помогла народному искусству сохраниться и процветать до наших дней. С 1926 года действует Палехское художественное училище им. М.Горького, где можно освоить тонкости этой традиции.

 

Работы палехских мастеров всегда отличались богатой детализацией сначала в сложившемся характере иконописи, а затем это продолжилось в росписи лаковых миниатюр. Утратив возможность воплощения религиозных сюжетов, в советское время палехская традиция сохранила  множество характеристик, присущих иконописи. К ним можно отнести композиционные и цветовые решения, окружение (деревья, кустарники, горы, постройки), характер одежд и складок. Эти элементы имеют свой сакральный смысл. Поскольку в иконе нет ничего случайного, то и любая деталь ее несет высший смысл. Так сюжеты сказочного — по визуальному воплощению — коммунизма были окружены символами вечности, горнего мира и божественного начала всех начал. В результате получалось удивительное идеологическое противоречие, которое не помешало росту популярности палехской росписи в советское время. Шкатулки с высокодеталезированной росписью на черном фоне снаружи и чистым красным фоном внутри стали не только брендом Палеха, но и одним из главных сувениров СССР.

В советское время посёлок был включен в основные туристические маршруты. Это сохранилось и в нынешнее время.

Теперь уже вышла из под запрета иконопись, и снова можно найти иконы палехского письма. Хотя с места главного туристического бренда их все же сместили шкатулки и другие лаковые миниатюры.

 

Современный Палех более чем на четверть состоит из художников (общее число жителей - 4821 человек на 2017 г.). Такая довольно уникальная среда должна обладать большим творческим потенциалом. Так ли это? Есть ли какое-то развитие палехского письма, и может ли современный Палех предъявить что-то на смену эпох? Пожалуй, что да! К счастью, среди палешан есть художники, которые видят традиционное искусство как живой организм, способный к развитию. Самым ярким представителем из них можно назвать художника Яра Пикулева.

 

Яр родился в Перми, но уже давно укоренился в палехской земле. Он окончил Палехское художественное училище, где освоил тонкости традиционного письма. Это стало основой его творчества. При этом Яр не ограничивается сложившимися канонами, но развивает их в своей художественной манере.

 

В его живописи можно наблюдать интересное сочетание палехской иконописной традиции и  мотивов Северного Возрождения. Оба эти направления изначально имеют общие черты: символизм, иерархия, тщательная проработка деталей, отсутствие строгости в анатомии, тяготение к средневековью, обожествление ландшафта. Также в ряде работ Яра прослеживается наследие авангарда и русского барокко. Первый стиль проявляется в некоторых композиционных решениях, а второй присутствует в качестве стиля для антуража.

 

В творчестве Яра Пикулева заметна своя иерархия, в которой высшую ступень занимает флора, потом фауна, а затем уже люди. Эта градация не является жесткой, но отражена во множестве работ художника. Присущие человеческой природе пороки в его работах  могут быть отражены лёгким намёком в характере лиц или проявлены с заметной сатирой.

 

Яр вдохновляется русской культурой и красотой природы, посвящает этому сюжеты своих картин. Любовь к традиционной среде русского села выражается в его работах то сказкой, её воспевающей, то горечью по её запустению. Обеспокоенность о судьбе Палеха выражается в работах, посвященных разным типам современных палешан.

 

Размышления о судьбе русского села в целом легли в основу картины "Успение Евфимии". На картине изображена бабушка, которая лежит в поле рядом с недостроенной избой. Работа символизирует состояние русской деревни, которая, по мнению автора, пребывает в состоянии нуля относительно положительного развития со знаком "+" и полной деградации со знаком "-". Так и бабушка то ли отдыхает перед тем, как приняться за дело, то ли отходит в мир иной...

Божественная сущность природы, характерная для палехского письма,

в живописи Яра ярко выражена и порой выходит на первый план, становится главным сюжетом. Это выражено в детальной проработке каждого растения, доведении природных линий до орнаментальной стройности. Природа у Яра выражена в качестве абсолюта и символа божественного присутствия, как в работах, посвященных конкретным растениям, так и в визуальной симфонии трав, окружающих основной сюжет картины. Не случайно, что именно растительная тема стала основой серии росписей по керамике, выполненной Яром в сотрудничестве с фабрикой  "Дымов Керамика".

 

Подчеркивая символичное значение природы как образа вечной жизни, Яр часто дополняет золотом растительные сюжеты, а то и вовсе выполняет работу на золотом фоне. Так, например, выполнена работа "Мерянская мадонна" - прекрасная дева, как символ жизни, на золотом фоне в окружении совершенных растений одухотворенного леса и сцен гармоничных видов деятельности сосуществования человека и природы.

Тема божественного присуща не только картинам с природной тематикой.  Яр также пишет ангелов и загадочных серафимов. Можно сказать, что тема горнего мира так или иначе присутствует во всем его творчестве. Самая значительная религиозная работа Яра называется "Отче наш". Как и многие его картины, она написана на старой доске, в данном случае, на нескольких. Также присутствуют элементы резьбы. Внизу вытянутой композиции написан текст молитвы «Отче Наш» на старославянском. Из него "прорастает" спелый сноп, символизирующий "хлеб наш насущный". Над этим даром протянуты руки свыше. Образ простой и понятный выглядит очень красиво в своей композиционной и символической ясности.

Яркая узнаваемая художественная манера Яра Пикулева при всей своей индивидуальности сохраняет дух палехского письма, его иконописные корни. Самобытная иконописная манера, прославившая село четыре века назад, и претерпевшая множество изменений, удивительным образом дошла до наших дней. В советской лаковой миниатюре она буквально проявлялась сквозь тьму характерного черного фона, появившегося, что символично, после Революции. История палехского народного искусства показывает, что ему свойственны перемены, естественные или резкие в силу серьезных обстоятельств. Традиция - живой организм и она не должна быть законсервирована. Тем более в стадии, которая была вынужденно создана для её самосохранения. Времена меняются. Может меняться фон с черного на золотой или какой-то другой. Важно, чтобы происходило гармоничное преемственное развитие традиции, чтобы она жила вместе с нами и нашей культурой.

 

 

Василиса Гончарова

Фото взяты из:

instagramm Яра Пикулева

книги "Иконопись Палеха. Из собрания Государственного музея Палехского искусства",

Кузенина Н. П., Князева Людмила П.

 

О ПРОЕКТЕ БЛОГ НАСЛЕДИЕ КОНТАКТЫ