НАСЛЕДИЕ

26.07.2017

Головной убор замужней женщины.

костюм

Одежда может многое рассказать о человеке: его предпочтениях, роде занятий, социальном положении. Кажется, что не было времен, когда бы человек не уделял внимания своему внешнему облику, тому что формирует

и изменяет индивидуальный образ личности. Сейчас мы больше руководствуемся понятиями: «красиво», «мне нравится», «мне идет», мы можем сменить имидж, обновить гардероб, нами движут модные тенденции. Это дает свободу выбора, но в одежде есть глубокий метафизический смысл. Во многих народных традициях переход женщины,хранительницы источника жизни, из девицы к замужней женщине сопровождался многообразными ритуалами и верованиями. В первую очередь женщина меняла свой внешний образ делавший её совершенно иной, проявлявший в ней новые качества.

Русский традиционный, или народный, костюм является уникальным свидетельством времени и выдающимся явлением культуры. В русской традиции, где языческое славянское прошлое в традициях и образах тесно переплетено с христианской православной верой, женский костюм на протяжении всего своего существования заключал в себе глубокий духовный смысл.

История русского костюма восходит к эпохе славян, живших в VIII – XIIIвв. на просторах Восточной Европы, но основное формирование русского костюма произошло в XIV-XVII вв. когда костюм приобрел много новых черт.  Исследователи выявляют два комплекса женского костюма: севернорусский и южнорусский традиционный костюмы.

Севернорусский костюм состоял из рубахи, сарафана, нагрудной одежды (нарукавника, душегрейки, шугай) венца для девушки и кокошника для замужней женщины. Южнорусский -из рубахи, поневы, нагрудника, сороки для женщины и венца для девушки.

В основе декоративных элементов женского костюма лежат образы птиц и растений, как символы оберегов женщины на всем её жизненном пути. Прототипом девичьего головного убора венца является главным образом древнейший обычай украшать голову венком из цветов, который в праздник Ивана Купалы девицы спускали по реке в привлечении жениха.  Если по традиции восточных славян молодая девушка не закрывала волосы, а должна была заплетать косу, то волосы замужней женщины необходимо было скрывать в многоукрашеном головном уборе, символизирующем силу женщины, сберегающей её для своей семьи.

Одним из древнейших головных уборов была сорока. По конфигурации она состояла из очелья (жесткая поверхность на лбу), крыльев (боковых элементов) и хвоста (задней части). О происхождении названия этого головного убора среди этнографов до сих пор идут споры. По одной версии она называлась аналогично известной птице сороке, по другой версии название происходит от слова «сорочка», рубаха – главный элемент русского костюма.

Форма головного убора женщины указывала не только на положение в обществе, но даже на способность женщины родить ребенка. Так молодые женщины в южных регионах России носили головной убор кичка (или кика) с двумя рогами, по образу рогов луны – своеобразный оберег защищающий её от дурного глаза, символизирующий плодородие. В старости женщина сменяла рогатую кичку на безрогую. Дорогая богатоукрашеная кика надевалась в праздничные дни и являлась праздничным головным убором крестьянок и горожанок купеческого и мещанского сословия.

Кокошник часто надевался на женщину сразу после венчания или после первой брачной ночи, указывал на её новое положение. Существовал обряд расплетения косы невесты, когда впервые волосы девушки укладывались по-новому. Нередко после рождения первенца, женщина передавала кокошник более молодой родственнице.

Православное духовенство боролось с проявлениями язычества в русской культуре и нередко были случаи, когда православные священники не разрешали женщинам приходить в церковь в рогатой кичке, считая её проявлением языческих суеверий.

В настоящее время головной убор перестал играть столь важную роль и надевается в практических целях, или является привлекающим внимание аксессуаром, дополнением к образу. Вероятно, виной тому глобализация, стирающая национальную идентичность и формирующая среду безотносительно к окружающему пространству и географическому положению. Не стоит забывать, что в антропоцентричном мире, где человек постоянно проектирующий себя в пространстве и подчиняющий пространство себе, в архитектуре, одежде и искусстве формирует связанные образы. Тектоничный образ русского женского костюма венчает символичный головной убор. Актуален ли он сегодня, может ли привлечь внимание? Простота и ясность формы сочетается с глубоким символизмом, а красота созерцаемого, искусность вышивки, качество материалов восхищают и сейчас.

 

Александра Дронова

 

Изображения:

Кирилл Чижов скульптор, художник.

О ПРОЕКТЕ БЛОГ НАСЛЕДИЕ КОНТАКТЫ