БЛОГ

29.08.2017

Ларец

дизайн

При традиционном укладе русской жизни, мало менявшемся на протяжении столетий, предметы домашнего обихода никогда не имели случайную форму, размер или назначение. Каждый из них был результатом накопленного и осмысленного опыта многих поколений. Русский ларец не исключение.

Для современного человека это слово звучит почти экзотично. Сам предмет давно вышел из повседневного обихода, а слово напоминает разве что

о русских сказках и былинах. Между тем ларец долгое время выполнял важную роль в ежедневном быту русского человека.

Само слово происходит от древнешведского «larr» - ящик. Близкое

по звучанию русское слово «ларь» обозначало хранилище продовольствия; это мог быть как сруб, так и  большой грубо сколоченный ящик с крышкой, в котором хранили муку, зерно и другие припасы. Товары в ларях привозили на базар и продавали. Торговать на ларе – значит на столике, по-простому,

а не в лавке. Так в русском языке появилось и до сих пор активно используется слово ларёк. Ларец – уменьшительная форма, означающая маленький ящик. Однако роль, форма и значение ларца стали совсем иными.

Ларец изготавливался в чистовой отделке, обычно с замком, часто богато украшался, и в нем хранили наиболее ценные вещи – деньги, украшения. Изготовление такого предмета требовало определенных навыков и средств, поэтому долгое время он встречался в домах только купцов, бояр и самых зажиточных крестьян. Чем богаче и знатнее была семья, тем роскошнее и дороже была отделка ларца. Постепенно сам ларец вместе со своим содержимым становился семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. «Тревожить» ларец, то есть доставать из него ценные вещи, позволялось только старшим членам семьи. Неслучайно в русских сказках и былинах в ларец часто помещались предметы, наделённые магическими свойствами, и обладание ими могло сулить как благоденствие, так и большую беду.

В традиционной форме ларца легко читается архетип жилого дома, и это неслучайно. В нем тесно переплелись сакральный смысл и функциональность. Запоминающуюся форму ларец перенял у старшего собрата – сундука-терема. Теремом называли верхний деревянный ярус богатого жилого дома, расположенный на каменном (палаты) или деревянном (хоромы) нижнем ярусе. Зачастую терем был немного ýже нижнего этажа дома. В сундуке-тереме использовали эту форму, расположив небольшой потайной ящичек на четырёх скатах крышки основного отделения. Его снабжали сложным механизмом и замком, который почти невозможно открыть непосвященному. Сундук-терем символизировал богатый дом, а самые ценные маленькие предметы надежно охранялись

в верхнем отделении точно так же, как незамужние девушки на выданье

в светелках своих высоких теремов.

Постепенно сменилась архитектурная традиция, палаты и хоромы

с теремами сменили классические городские усадьбы. Сохранившиеся деревянные терема разрушались от пожаров или просто со временем. Архитектура той поры в первоначальном виде полностью исчезла. Но сама форма сохранилась и продолжает жить в маленьком утилитарном предмете – ларце.

Неслучайно, что эстетика ларца до сих пор вдохновляет мастеров и художников. В современном контексте только переосмысление культурной традиции дает ключ к ее пониманию и верной трактовке. Пример такого подхода – проект дизайнера Наталии Костомаровой «Мой ларец».  В проекте укоренившаяся форма ларца получила новое прочтение, соединившись с другой русской традицией – керамического глазурованного изразца.

Дизайнер вдохновлялась старинными ларцами и рукописными книгами. Важную  роль в создании проекта сыграли и собственные семейные традиции. Прабабушка Наталии хранила в старом чемодане дорогие и памятные предметы, с каждым из которых была связана своя семейная история. Примечательно, что создание ларца потребовало и пространственные связи: фурнитура для ларцов производится в Рязани, изразцы – в Московской области, дерево (дуб и ясень) – в Волгограде.

В процессе работы над дизайном Наталия отказалась от характерного пышного декора, обратившись к подлинной лаконичной форме ларца-теремка. Вставки в виде изразцов, используемые дизайнером  - элемент традиции. В качестве рисунка изразцов использован распространённый

печ-ной орнамент, рукописные буквицы, реплика старинного изразца «Орёл». Соединение столь разных техник и материалов потребовали высокого уровня технического решения. Традиционный материал, считываемая лаконичная форма и уместный вариативный декор –вот то, что делает «Мой ларец» образцом качественного предметного дизайна, соединяющего культурное наследие и современные технологии.

 

 

Мария Кучерявых

Изображения:

"Мой ларец"

Энциклопедия древнерусской жизни

О ПРОЕКТЕ БЛОГ НАСЛЕДИЕ КОНТАКТЫ