БЛОГ 06.07.2017

Денис Милованов

дизайн

сайт Дениса Милованова

Работы Дениса Милованова давно получили признание мировых экспертов

в области дизайна. AD Collections включила его в список пятидесяти лучших дизайнеров мира. Предметы его дизайна можно увидеть в галереях Парижа, Чикаго, альпийского Межева. Парадоксально, а может и нет, в России его работы не настолько известны и популярны. Так уж повелось у нас, что и подлинная русская традиция, и современные проекты, на ней основанные, скорее получат признание за рубежом, чем на родине. Примеров этому масса. И дело не в том, что "со стороны виднее", а в том, что они видят в этом красоту, а мы, в большинстве своем, нет. То ли ключ к пониманию своей культуры утрачен, то ли уже и родства с ней не чувствуем, то ли вовсе все "наше" опостылело и хочется выкинуть и забыть или сбежать и забыться.  Все это имеет место. Только от себя, как известно, не убежишь, и где бы ты ни был, культура твоя будет с тобой. При этом неважно - понимаешь ты ее или нет: она глубоко живет в тех, кого вырастила. Принятие же своей национальной культуры и истории послужит устройству гармонии в одном человеке и, тем более, обществе.

Какова же культура нашей страны? Какие исконные идеи она хранит? Наши истинные традиции и далеко, и близко. К сожалению, существует много ложных образов и подмен. Большинство их пришлось на советское время и период перестройки. Однако и более древняя история предъявляет дурную нашу привычку заниженной самооценки на фоне всего остального мира.

При этом не мало истинных традиций еще живо. Многие утрачены, но это

не значит, что их нельзя творчески возродить и переосмыслить.

Так путешествуя по Русскому Северу Денис Милованов нашел свой творческий стиль. Образы из северных селений легли в основу его дизайна. Большие обветренные избы, минимализм в деталях и декоре, единство архитектуры с природой, грубые фактуры - все это послужило вдохновением для дизайнера. Ему прекрасно удалось передать дух и характер северной русской деревни и сформировать свой стиль.  Деревянные работы Дениса Милованова поражают своей архаичной энергией и простотой. Простотой,

в которой нет ничего лишнего. Будто само время вытесало форму, а не человек. Лаконичность образа, грубая поверхность, мощь и фактура старого дерева соединяются в предметах-символах.

За визуальной преемственностью последовало также и освоение забытых технологий и приемов ремесла. Узнав, например, о старом способе обработки деревянных изделий методом их варки в масле, Денис потратил много времени на его освоение. Технология нигде не была описана. Путем проб и ошибок им были найдены оптимальные соотношения температуры, времени и других параметров. Теперь этот способ отделки деревянных изделий Денис активно использует в работе. В его мастерской принципиально не используют морилку. Разные тона изделий получаются за счет степени

их вываривания - чем дольше, тем темнее.

Уникальным также является материал, из которого создаются изделия. Денис применяет в своей работе только упавшие деревья. Причем не любые, а  исключительно дубы. Для крупных объектов это старые дубы, собранные

в горных районах Северного Кавказа, т.к. там они внутри не гнилые. Дуб прочный и долговечный материал, однако очень капризный в обработке.

Денис создает на века вещи, которые будто были всегда. Это впечатление создается не только от эффекта "пожитости", специально достигаемого мастером при помощи стамески и бензопилы. Но и благодаря архаичной форме самого изделия. Некая протоформа без лишних деталей и декора.

Это не вещь как таковая, а идея вещи, выраженная в духе Русского Севера.

Каков же его дух? Чем является эта отдаленная территория?

Русский Север - это богатейшая сокровищница русской культуры, сокрытая лесами и снегами. Таким он был в древние времена и остается пока в нынешние. При всей суровости климата, это очень свободная земля. Отсутствие крепостного права, ссыльные вольнодумцы, удаленность

от административных центров этому способствовали.

Здесь в меньшей степени искоренилось язычество. Это естественным образом отразилось на культуре края.

После церковного раскола тут укрывались старообрядцы, образовав даже свое "государство" Выговскую общину. В свою очередь "идеи старообрядчества способствовали консервации древних форм быта и искусства. В домах староверов еще и теперь можно найти ценнейшие иконы XV—XVI веков, рукописные книги, старинную мебель и утварь." 1

Русский Север - место великих подвижников православия, которые создавали здесь пустыни и монастыри. Первыми основателями северных монастырей были ученики Сергия Радонежского. Для них место суровое и безлюдное казалось наиболее благоприятным для создания монашеских обителей. В этой студеной глуши они обретали духовную пустыню - место уединенного молитвенного предстояния человека Господу. В тяжелых условиях выживания, где можно уповать только на Божью милость, свершался монашеский подвиг. Вереницами разрослись монастыри, пустыни и скиты по всему Русскому Северу, образуя не только серьезный духовный каркас территории, но и промыслово-хозяйственный. Там применялись передовые технические знания, крестьяне-трудники осваивали ремесла, обеспечивалась возможность заработка людям из окрестных селений.

Среда способствовала сплоченности и развитию крепких социальных взаимоотношений. Большие дома семей, которые жили все вместе, часто не делились на обособленные избушки. Общепринятым также было всей деревней помогать в каком-нибудь сложном деле своему односельчанину.

На материальной культуре эта общинность отразилась, в частности, на архитектуре северных домов. Живописные монументальные дома своим масштабом резко отличаются от типичных избушек средней полосы.

Факторов, влияющих на особенности культуры Русского Севера, множество - и в той или иной степени они были на других территориях страны - будь то язычество, старообрядцы, ссыльные вольнодумцы, оторванность от административных центров и др. Главными отличиями являлись суровые климатические условия, в которых выживали сильнейшие, и отсутствие здесь крепостного права. Крестьяне здесь были свободные. Внешний вид их также отличался. Например, носили кожаные сапоги вместо лаптей.

Деревянное зодчество Русского Севера, малые архитектурные формы, бытовые предметы объединены монументальной простотой, стройностью линий, минимализмом. "Отпечаток суровой замкнутости лежит на изделиях крестьянского творчества. Его ритмы монотонно-протяжны. Пластика скована. Образы не раскрыты. В цветении красок есть минорный холодок. Любое строение заключает в себе нечто от неприступной крепостной башни."2

Все это присутствует в работах Дениса Милованова, но это не копирование и подражание, а преемственность идеи. Это синтез традиции, какой она была, какие образы несла, с тем, какой стала теперь. Сейчас это обезлюдевший край, где природа стремительно захватывает вековые селения - лес "забирает" свои бревна обратно. Несколько лет безхозности, и с трудом в бурьяне можно будет найти остатки домов. Еще возвышаются руинами деревянные храмы, последними "маяками" местности. Серые обветренные поверхности, отсутствие и так не сильно изобильных деталей, искаженная геометрия.

Сохранившееся наследие все больше можно увидеть в музеях под открытым небом, куда его свозят, нежели в естественной среде его создания. Этот способ сохранения при всех плюсах, все же создает искусственную среду, не дает целостного представления о памятнике зодчества. Ведь любую архитектуру нельзя рассматривать вне ее контекста. Помимо самого строения важно место, где он стоял, окружающий ландшафт и застройка.

К сожалению, реставрация деревянного зодчества на местах их постройки происходит сейчас по очень немногим объектам. Да и восстановив памятник, нужно, чтобы он был включен в жизнь, был в использовании, иначе снова начнет разрушаться. Это, естественно, затруднительно

в обезлюдевшем крае. В замечательном документальном фильме "Атлантида Русского Севера" 2015 г. рассказывается, как множество добровольцев стремится обратно на Север страны: своими силами восстанавливать храмы, расчищать зарастающие территории вокруг и селиться в опустевших деревнях. Это показывает, что Русский Север нам очень важен и его нельзя потерять. Жаль пока только силы восстановления проигрывают силам разрушения.

При всей печальности происходящего с деревянным наследием, еще можно многое увидеть, прочувствовать и - главное - вдохновиться, а значит, сохранить в себе частицу Русского Севера.

 

Гончарова Василиса

 

 

А.К.Чекалов Народная деревянная скульптура Русского Севера. \\ Москва: Искусство, 1974 - С.51

 

 

 

2 А.К.Чекалов Народная деревянная скульптура Русского Севера. \\ Москва: Искусство, 1974 - С.52

 

Фото:

А.К.Чекалов Народная деревянная скульптура Русского Севера.

О ПРОЕКТЕ БЛОГ НАСЛЕДИЕ КОНТАКТЫ